суббота, 3 января 2015 г.

Великан и жирафы - творчество

Я часто задумываюсь над тем, что такое детское творчество. У меня есть свое представление о нем, которое часто не совпадает с представлением окружающих. Например, я не учу своих детей рисовать. Вот квадратик, сверху треугольник, получился домик - я не делаю так с Ромкой, и наверное, попроси я его сейчас нарисовать домик, он скорее всего ответит, что не знает как - обычный ответ для него, и на самом деле он имеет ввиду: я еще не пробовал его рисовать. И не удивительно, он же еще не успел попробовать - ему всего три года. Нужно ли учить детей рисовать конкретные предметы в этом возрасте? Ведь домики могут быть круглые, в конце концов...



Но с другой стороны я не отрицаю раскраски, трафареты, образцы и прочие вспомогательные инструменты для творчества. Мне кажется, к этим инструментам у ребенка должен быть свободный доступ, если у него есть желание ими пользоваться.

На мой взгляд, творчество - это поиск, свобода, смелость, бесстрашность принятия решений. Это осознание того, что ничего невозможного нет. И это здорово, когда детям дают возможность это понять. Для меня это даже важнее, чем научить ребенка читать и писать. Вот есть прекрасно озвученное мнение о необходимости развития творчества. И если это все равно звучит неопределенно, то вот покажу на примере.
Есть красочные наборы для коллажей Djeco я один как-то купила на распродаже.
Предложила сделать Ромке жирафа из этого набора после прочтения книги Джулии Дональдсон Новый наряд великана. Помните, первым, кого встретил великан, был жираф с длинной шеей. Он боялся простудиться, и великан отдал ему свой галстук вместо шарфика?

Так вот Ромка расклеил элементы жирафа и общего фона, как предложено, на заготовке, к концу стал игнорировать инструкции и клеил, как хотелось. Он явно торопился, как будто эта аппликация отвлекала от чего-то более важного. Наконец закончил и взял в руки лист картона, из которого он выдавил элементы коллажа. На картоне остался трафарет жирафа и кружков. Он с интересом покрутил его, взял желтый фломастер и обвел контур жирафа по трафарету на бумаге, которой был застелен стол. Взял синий фломастер и нарисовал спиральку на его шее: мам, смотри, я подарил жирафу шарфик, как великан. Здорово, говорю, держи тебе новый лист бумаги. И Ромашка нарисовал свой собственный шедевр из разноцветных жирафов, на одном аккуратная спиралька - этот жираф красиво одел шарф, а этот вот закутался длинным шарфом - ему тепло-тепло.


Дальше Ромка стал рассматривать дырки в картоне, оставшиеся от кружков. Взял два фломастера в руки - один в левую, другой в правую,- и одновременно двумя руками начал рисовать в дырках круги, и рисовал так чтобы, симметрично получилось. Для меня было совершенно удивительно это наблюдать. Ребенок сделал для себя открытие, нашел своих жирафов, увидел симметрию в наборе дырок.


Вернулся папа: ну как дела, Ромыч, что нового? Что вы с мамой тут делали? - Вот смотри, мои жирафы разноцветные! - гордо протянул свой лист Ромка. А дорогущая заготовка, как упала на пол, так и осталось там лежать. Неважна она была для него совершенно.


Я так ценю эти моменты самостоятельных открытий и постоянно теперь думаю о том, а как же будет в школе? Будет ли там такая возможность для моего ребенка? Найдутся ли там учителя, которые понимают важность такого творчества? 

Кстати, вот картинка из набора, она мне все равно очень нравится :)


А в Великана мы еще поиграли. Сделали настольную игру из картинок из книги - я распечатала элекронную копию. Ромка разложил и приклеил картинки в хронологическом порядке, соединили картинки стрелками, пронумеровали. Обозначили старт и финиш. Бросали кубик с точками и ходили по картинкам машинками и еще пересказывали историю. Играли много раз подряд :)





Комментариев нет:

Отправить комментарий